Духовная культура

В XVIII веке трудящиеся массы адыгов выражали свои чаяния в устном народном творчестве (фольклоре), которое заменяло книги. В своеобразной духовной культуре, созданной адыгами в течение многих веков, отражены социальные противоречия, борьба трудящихся с князьями и дворянами, против внешних сил, жизнь и быт народа. Устное народное творчество адыгов являлось грозным оружием трудящихся в их повседневной борьбе за человеческое достоинство, за свои права. "Ценность адыгейских сказок,- писал А. М. Горький,- увеличивается еще тем, что в них зло везде побеждено. Это хорошее свидетельство о здоровье народа"[56]. Такое же назначение имели исторические рассказы, новеллы, предания, легенды, песни. Острая социальная направленность фольклора обусловливается прежде всего самой жизнью, заполненной борьбой в прошлом, которая временами принимала форму вооруженного столкновения трудящихся масс со своими угнетателями.

В героических песнях, исторических сказаниях и поэмах представители трудящихся наделяются такими чертами как мужество, честность, непримиримость к эксплуататорам, скромность, трудолюбие (например, Хатке Кочас, Мафоко Урусбий, Ханахоко Кимчерий и др.). В то же время в произведениях фольклора бичуются алчность богачей, их лицемерие и коварство, народ призывается к борьбе с эксплуататорами. В "Песне о хорошем тфэкотле", составленной в форме диалога между матерью и сыном, устами последнего звучит ненависть к князьям, стремление к независимости, готовность до конца бороться за освобождение своего народа.

В песнях и исторических рассказах большое внимание уделяется также борьбе адыгов против иноземных захватчиков: татар, турок, англичан, царских колонизаторов, за свободу и независимость своей Родины. Народ воспевал своих героев (например, Хатужуко Магомет, Хахупэко Черий, Коджэбордеко Магомет, Мафоко Урусбий, Кобле Хамыз и др.)" которые в борьбе с иноземными завоевателями проявляли мужество, шли на самопожертвование.

С победой Октябрьской революции появилась национальная письменность, сложились и получили дальнейшее развитие литература, искусство и просвещение адыгов. И в советские годы большое место в устном народном творчестве адыгов отводится историческим сюжетам XVIII века. В художественной литературе, например, имеются работы о Бзиюко-зау: в поэме Алексея Кирия "Адыге", повести Тембота Керашева "Дочь шапсугов" и др. "Уже не хан - свои князья терзали Адыгею",- пишет, в частности, А. Кирий. "Как пауки они сосали из народа кровь", вызывая гнев и сопротивление народа. "Шли бедняки сразиться с ненавистными князьями", чтобы "отстоять в борьбе свою свободу и права". В итоге "встретились враги на берегах Бзиюкозао", не видела земля адыгов "таких, как эта сечь"[57].

В художественной литературе нашли отражение вооруженные выступления горских трудящихся и в по следующие годы.

Весомое место в устном народном творчестве адыгов занимают сказки, эмоционально богатые, глубоко лиричные. В них труд рассматривается как непременное условие ликвидации социального неравенства, эксплуатации человека человеком. В сказках обнажается и бичуется все бесчеловечное и грубое, все, что лишает мирной трудовой жизни народа. В то же время народный герой наделен такими качествами как честность, скромность, непримиримость к внешним и внутренним врагам. Сказки воспевают духовную и физическую красоту человека, его разум, они проникнуты непреодолимой жизнеутверждающей силой, неугасимой верой в торжество добра над злом, правды над ложью[58].

Бесценным творением в духовной культуре адыгов является нартский эпос, зародившийся еще в древней шее время. Главные герои эпоса - это нарт Саусырыко, нарт Шебатныко, Химишеко Петерез, героини Сэтэней Гуаше, Акуандэ, Жокоянэ, Испгуаше и другие, которые наделены мужеством, природным умом и другими качествами. В эпосе отражены представления адыгов об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми, о моральных и душевных качествах человека, представления о долге перед своим народом и отечеством. Многие сказания перекликаются с мифами древних народов, например об Ахиллесе, о прикованном Прометее и др. Нартские сказания отличаются прежде всего богатством и образностью языка, художественным совершенством форм, музыкальностью стиха. Они пользуются особой любовью у народа и передаются из поколения в поколение[59].

Адыги являются создателями богатого песенно-музыкального фольклора, который не записывался и сохранялся веками певцами и музыкантами. Значительная часть песен - это героические, воспевающие подвиги народных героев или исторические события, имевшие важное значение в жизни и судьбах адыгов: лирические, свадебные, трудовые, сатирические, обрядовые, песни-плачи (например, о павших героях в борьбе с иноземными захватчиками, о несчастьях, постигавших народ в отдельные периоды его истории и т. д.), песни о нартах, колыбельные и детские песни, песни о животных, о птицах, целебные песни (например, об оспе) и т. д. Носителями песен были странствующие певцы, напоминавшие украинских кобзарей.

Важнейшим компонентом музыкального творчества народа являются танцы (зафаку, загатлят, уджи, исламей и др.)[60] Основными инструментами, сохранившимися до наших дней, являются двухструнный смычковый инструмент - "шичэпщин", "къамыл" и "пхъэкӀыч". Во второй половине XIX века появляется "пщын".

Адыгский язык - один из древнейших языков на Кавказе. Он принадлежит к западно-горской (абхазо-черкесской) группе иберийско-кавказских языков и распадается на два подразделения: нижне-черкесский, или кяхский; верхне-черкесский, или кабардинский. Кяхский язык состоит из различных диалектов. Несмотря на многовековые связи с развитыми странами, адыги не создали своей письменности. Ее становлению не способствовали ни христианство, ни ислам, с которыми адыги имели продолжительное соприкосновение. Попытки создания письменности среди адыгов начались с 20-х годов XIX века и протекали они в условиях противоборства между русским и арабским влиянием. Отдельные мусульманские духовные школы, возникшие к середине XIX века, не сыграли значительной роли в распространении образования среди адыгов. Во второй половине XIX века, после присоединения адыгов к России, начинает распространяться светское образование. Однако и тогда оно носило классовый характер и развивалось крайне медленно. В 1897 году грамотность среди горцев Кубанской области составляла всего лишь 7 проц. и то преимущественно среди зажиточных слоев общества[61].


[56] Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии // Сборник первых записей. Сост. и ред. А. Ф. Гребнев, Москва-Ленинград, Предисловие.

[57] Кирий А. Адыге. Краснодар, 1948, с. 17.

[58] Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Адыги. Историко-этнографический очерк. Майкоп, 1957, с. 40.

[59] Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Указ. соч. с. 40-41.

[60] Там же. с. 41-42.

[61] Там же. с. 42-43.