Антифеодальная борьба адыгов

В ходе антиколониального движения не прекращалась антифеодальная борьба адыгских трудящихся, что, несомненно, оказывало серьезное воздействие на ход событий. Понять сущность такой взаимосвязи в истории горских народов Северного Кавказа помогают слова В. И. Ленина. Ориентируя на изучение национально-освободительных движений в общем контексте исторических событий, В. И. Ленин вместе с тем указывал, что необходимо выявлять прежде всего соотношение классовых сил, участвующих в нем, цели и задачи, которые объединяли ими же разъединяли их[151]. Имеющиеся источники свидетельствуют, что даже в жестоких битвах с царскими войсками в первой половине XIX века трудовые массы адыгов не прекращали борьбу против феодально-крепостнического гнета. "Вся эпоха крепостного права,- писал В. И. Ленин,- равным образом полна постоянных восстании крестьян"[152].

Несмотря на жестокие меры, принимавшиеся горскими феодалами и поддерживавшими их колониальными державами, борьба адыгейских крестьян приобретала временами широкие масштабы, приводило зачастую к массовым вооруженным выступлениям. Известно, что углубление феодализации в адыгейском обществе и связанное с ним усиление феодально-крепостнического гнета в той или иной форме испытывали на себе все категории крестьян дореформенной Адыгеи. Поэтому в борьбе против общих врагов - князей и дворян, а также поддерживавших их внешних сил, совместно или же разрозненно выступали как свободные общинники-тфокотли, так крепостные - пшитли и рабы-унауты. Но в рассматриваемое время решающей силой антифеодальной борьбы являлись тфокотли.

Борьба адыгейских крестьян в первой половине XIX в. носила различные формы, начиная с сопротивления и кончая открытыми вооруженными восстаниями. В конце 30-х годов XIX века натухаевские тфокотли, следуя примеру шапсугов, лишили дворян родовых прав и произвели конфискацию пшитлей и унаутов, принадлежавших им. В этот период и среди абадзехов происходили волнения крестьян. "Народ на своем собрании потребовал,- говорится в одном из источников,- чтобы дворяне были равны рядовым абадзехам в правах, грозили совсем изгнать со своих земель дворянские фамилии"[153]. Очевидцы отмечали, что такие же события происходили и у убыхов. 15 декабря 1846 года в Екатеринодар прибыла делегация шапсугских и натухаевских дворян с просьбой к царской администрации о защите их от народа. После переговоров с властями дворяне решили провести собрание и обсудить на нем условия, на которых обещалась помощь. Узнав о готовящемся собрании, шапсугские и натухаевские крестьяне пере крыли все дороги к Екатеринодару и сорвали планы дворян.

На собрании дворян, состоявшемся в Екатеринодарском посту с 23 по 25 марта 1847 года, были выработаны условия, при которых царская администрация соглашалась оказать дворянам помощь. В ответ на это крестьяне конфисковали имущество дворян, действия которых шли вразрез с интересами народа. Взяв под защиту дворян, царское командование направило кара тельные отряды вице-адмирала Серебрякова и генерала Рашпиля в земли натухаевцев и шапсугов. Однако им не удалось нанести поражение крестьянским ополчениям.

Обеспокоенные растущим сопротивлением зависимых крестьян, бжедугские феодалы сделали попытку отстоять свои родовые права с помощью царских властей. В декабре 1853 года они разработали проект об учреждении в обществах бжедугского и гатлукайского народов суда присяжных. Для обсуждения проекта 15 января 1853 года в Екатеринодар были приглашены представители всех сословий. Однако тфокотли, усмотрев в проекте угрозу их независимости, отказались участвовать в его обсуждении. Без представителей тфокотлей совещание не добилось положительных результатов.

Вершиной антифеодальной борьбы в Адыгее первой половины XIX века было восстание бжедугских крестьян в феврале 1856 года, известное в литературе под назва нием "Пши-орк-зау" ("Война против князей и дворян"). Причиной восстания явилась растущая эксплуатация трудящегося крестьянства феодально-родовой знатью. Из среды тфокотлей выдвинулись руководители масс - Кимчерий Ханахохо и Хусен Депчен, вокруг которых сгруппировались крестьяне, готовые вступить в борьбу с угнетателями за свободу и равноправие. На народном собрании в ауле Понежукай крестьяне определили свои требования, направленные на уничтожение "сословия князей и орков"[154]. Однако феодалы отвергли эти требования и развернули массовые репрессии против крестьян, в результате чего было убито немало пшитлей и унаутов, подозреваемых "в соучастии в делах тфокотлей"[155].

В ответ на это бжедугские крестьяне подняли восстание. Ополчение крестьян, пополненное абадзехами и шапсугами, во главе с К. Ханахоко в феврале 1856 года подошло к аулу Понежукай и окружило его. В жестокой схватке, разыгравшейся у кунацкой владельца Ендара, многие князья и дворяне были убиты. Часть оставшихся в живых бежала в пределы России, часть смирилась и дала присягу "навсегда отказаться от своих притязаний и слиться с народом"[156]. На следующий день состоялось народное собрание бжедугов, на котором был избран Народный комитет, наделенный исполнительной властью. Однако феодалы, получив помощь от царской администрации, перешли в наступление. Крестьянское ополчение оказало упорное сопротивление, причинив большой урон княжеско-царскому войску, но потерпело поражение. За этим последовали массовые репрессии против участников восстания. Царский полковник Борзиков с отрядом войск совершил в течение 1856-1857 годов несколько карательных экспедиций в аул Энем, где жил X. Депчен, и в аул Гатлукай - родину К. Ханахоко, и подверг их разорению.

Успешному завершению борьбы адыгских крестьян в первой половине XIX века препятствовало много причин. В условиях тогдашнего общественно-политического строя, при котором отсутствовало не только пролетарское, но и буржуазное руководство, восстание не распространилось вглубь и вширь. Опутанные патриархальными пережитками, крестьяне четко не представляли своих классовых интересов и средств для их осуществления. Их действия оказались локализованными и разрозненными, что неизбежно обрекало их на неудачу. Руководителей восстания отличала глубокая ненависть к феодалам, но, являясь представителями верхушечных слоев тфокотлей, располагавшими не только значительными богатствами, но крепостными и рабами, они естественно не могли пойти на коренную ломку социальных отношений в горском обществе. Они зачастую проявляли колебания в своих действиях, приводившие в конечном счете к половинчатым решениям, а иногда и к определенным уступкам господствующему классу.

Восстанию крестьян не благоприятствовала и внешняя обстановка. С одной стороны, колониальная война царского самодержавия, а с другой, экспансионистские устремления англо-турецких правителей, сопровождавшиеся заигрываниями, зачастую, оказанием помощи горским феодалам, делали невозможной победу крестьянских масс. Тем не менее, они оказывали серьезное влияние на внутриполитические и международные отношения адыгов.


[151] Цитир. по работе Фадеева А.В. Дореформенная Россия (1800—1861 гг.). Москва, 1960, с. 154.

[152] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 15, с. 276-277.

[153] Там же, т. 39, с. 77.

[154] Щербина Ф. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1912, с. 564.

[155] Архив Адыгейского НИИ, ф. 1, оп. 37, д. 29, л. 4

[156] Кубанские войсковые ведомости. 1867, № 27.