Зихи и касоги - предки адыгов
На Черноморском побережье в V-VI вв. складывается зихский племенной союз, охватывающий территорию от реки Шахе до г. Геленджика. Зихские памятники известны в Геленджике, в с. Новомихайловском[56], на р. Бжид, с. Агой. Зихи, как и меоты, являются одними из предков адыгов и к X в. вместе с меотами Закубанья начинают складываться в адыгейскую народность. Адыги в это время делились на два крупных объединения - касожское на севере (в Закубанье) и зихское на юге. В первой половине X в. Константин Багрянородный (византийский император) земли от Таматархи (Тмутаракани) до Абазги (Абхазии) называет Зихией.
Единым народом считали адыгов и русские летописи, которые, начиная с X века и до середины XIII в. называют их "касогами", которые на востоке граничили с аланами.
В X в. адыги занимали значительные территории от Таманского полуострова на западе и до Абхазии на юго-востоке, на севере до р. Кубани, где соприкасались с тюркоязычными кочевниками, а на востоке граничили с аланами. На Тамани адыги соседили с русскими. Здесь хазарский город Таматарха (Самкерц) стал русской Тмутараканью (теперешняя станица Тамань). Некоторые исследователи считают, что Тмутаракань вошла в состав Руси около 944 г., более прочно она была освоена в 960-е годы после разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом (965 г.).
Тмутаракань стала столицей русского княжества, которое занимало Таманский и восточную часть Керченского полуострова и, возможно, низовья Кубани. Стараясь укрепить и расширить свои владения, князь Мстислав в 1022 году совершил поход "на касоги" (адыгов). Подробности об этом походе мы находим в Лаврентьевской летописи[57]. Касожский князь Редедя выступил против Мстислава и стали оба войска против друг друга. Чтобы не губить дружины, Редедя предложил Мстиславу вступить в единоборство. Победа досталась последнему и земли касожского князя отошли к Тмутараканскому княжеству, на касогов была наложена дань. После 1022 г. источники не упоминают о каких-либо столкновениях между Тмутараканью и адыгами. Мирные отношения с адыгами видны из того, что во время похода Мстислава против своего брата, великого князя Ярослава Мудрого, в войсках Мстислава были и адыги.
XI - 1-я пол. XII века-время расцвета Тмутаракани. Во второй половине X в. город обносится мощной крепостной стеной, на восток и на запад от него, вдоль залива, тянулись ремесленные посады. Население города было неоднородным. Кроме русских, здесь жили касоги (адыги), хазары, аланы, армяне, греки. Тмутаракань была важным торговым портом, где сходились торговые пути, шедшие с востока, запада и севера. Для адыгов Тмутаракань являлась ближайшим и самым крупным торговым городом. Львиная доля внешней торговли адыгов в это время осуществлялась через Тмутаракань. Русско-адыгские взаимоотношения в период Тмутараканского княжества не ограничивались политическими и торговыми связями. Они оставили отчетливые следы в культуре обоих народов[58].
Вторжение половцев в Северное Причерноморье и в степи Прикубанья отрезало Тмутараканское княжество от Руси. Возможно, что тмутараканские земли были включены в состав половецких владений Кончака. Но это не значит, что город прекратил свое существование. Русское население продолжало жить до татаро-монгольского нашествия.
[56] Анфимов Н. В. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа. В кн. "Северный Кавказ в древности и в средние века". Москва, 1980, с. 92-113.
[57] Полное собрание русских летописей, т. I, вып. I. изд. 2, с. 146-147.
[58] Лавров Л. И. Адыги в раннем средневековье. В кн.: "Сборник статей по истории Кабарды", вып. 4. Нальчик, 1955, с. 49.